Зачем изучать цифровой след соискателя?

  Поиск кандидата на руководящую должность — это не только поиск специалиста с соответствующим опытом и образованием, это поиск человека готового принять ценности и культуру вашей компании, поиск сотрудника, который имеет тесные связи с профессиональным сообществом, это поиск амбассадора вашего бренда. 

  В близкой по духу культуре человек будет более продуктивен, легко “вольётся” в коллектив и проработает продолжительное время, а позитивная атмосфера внутри компании непременно экстериоризируется в работе с клиентами и принесёт доход бизнесу.

  Чтобы снизить вероятность ошибки при подборе кандидата, работодатели анализируют информационный след соискателя. Часто, даже сами кандидаты в своём резюме дают нам ссылки на свои профили в социальных сетях и деловых сообществах, ссылки на свои публикации в журналах и интернет-СМИ. Это означает, что соискатель активно занимается персональным брендингом в интернете, имеет круг профессиональных знакомств и не боится публичности. 

  Цифровой след — это те данные, которые мы оставляем при пользовании интернетом. Цифровой след бывает активно созданный пользователем — посты в блогах, комментарии, фотографии и профили. А бывает пассивным — это посещение различных сайтов, набор интересующих вас комбинаций слов в поисковиках, которые потом сопоставляются системой с IP-адресом вашего устройства. Сейчас многие сайты собирают цифровые данные пользователей и при помощи cookie (кода, встраиваемого в ваш браузер), изучают ваши поведенческие особенности, чтобы демонстрировать вам рекламные объявления релевантные вашим интересам. В том числе и объявления с рекламой вакансий.

  Анализ цифрового следа кандидата позволяет профессиональному HR-менеджеру качественно подготовиться к собеседованию. Сформировать ряд профессиональных вопросов, заставить кандидата чувствовать, что он находится на настоящем интервью.  

  В то время как миллениалы с большим энтузиазмом занимаются созданием своего образа в социальных сетях, старшее поколение российских топ-менеджеров ещё только приходит к осознанию необходимости личного брендинга. В своей работе я часто встречаю состоявшихся зрелых управленцев, которые даже не хотят слушать, когда я советую им обновить информацию на своей странице в Linkedin. Но тем не менее, они все настороженно относятся к тем соискателям, профили которых мы не можем отыскать в интернете. Целенаправленное стирание своих информационных следов человеком вызывает настороженность у потенциального работодателя.

  Открытость и подлинность — это то, что располагает к тебе людей, в том числе и работодателей. И это первое, что необходимо учесть, если вы действительно решили целенаправленно заняться своим имиджем в интернете.

  Все больше соискателей испытывают опасение, а сможет ли рекрутёр правильно интерпретировать их цифровой след? Но единицы предпринимают усилия, чтобы “причесать” его под соответствие профессиональному имиджу. А начинать необходимо с удаления негативных отзывов о предыдущих работодателях и изменения настроек конфиденциальности в социальных сетях. Сделайте свою личную жизнь максимально закрытой, а публичные фото и ваши комментарии должны нести исключительно позитив, даже если это откровенная критика.

  Имеет ли решающее значение наша активность в профессиональных сообществах при поиске работы? На моей памяти есть яркий пример из практики нашей компании, который позволяет мне ответить на этот вопрос положительно. Однажды мы искали директора по персоналу для крупной иностранной компании. Все пять финальных кандидатов были в той или иной степени равными по опыту и образованию, заказчик долго не мог остановить на ком-то свой выбор, пока не обнаружил, что в Linkedin у одного из кандидатов в контактах есть несколько сотрудников его фирмы. Субъективно? Разумеется! Мы и сами очень удивились. Но такой пример далеко не исключение в практике нашей компании.

  Создайте онлайн-персону. Заведите профессиональный блог и убедитесь, что на каждом из профилей в социальных медиа вы даете одинаковую информацию о себе и своем опыте. Убедитесь, что ваш профиль полностью заполнен и в нём достаточно ключевых слов, по которым вас могут найти рекрутёры и коллеги. Не стесняйтесь указать ваши награды и написать о ваших хобби. Комментируйте отраслевые новости, подписывайтесь на сообщества потенциальных работодателей, отслеживайте HR-менеджеров. Регулярность вашей активности рано или поздно приведёт вас к ситуации, когда не вы будете искать вакансию, а вакансия начнёт охотится за вами.

 Работодатели проявляют все больший интерес к цифровым следам своих сотрудников. То, что ещё вчера создавалось только для нашего общения с друзьями, сегодня начинает влиять на наш успех при поиске работы, репутацию и статус. Не хотелось бы мне такого будущего, как нам его рисует научно-фантастический сериал “Чёрное зеркало”. Но мир разнообразен и, если я ищу мастера татуировки, стрит-арт художника, то лично меня не испугает образ этакого плохого парня. Но, конкретно сейчас, я ищу в проект программиста. В очень важный и нужный для нашей компании проект. И кандидаты, имеющие в своём профиле только фотографии с пляжей и тусовок, своеобразные дауншифтеры, меня очень настораживают.

Глазунов Антон, управляющий директор ГК “РосПром Персонал”.