uberization in recruitment

В истории человечества есть много примеров, когда потрясающее открытие происходило случайно. Осознавала ли компания Uber, создавая свою платформу для вызова такси, что их продукт создаст новый подход к ведению бизнеса, новую философию, а название их компании будет обозначать явление, которое не имеет чёткого определения даже сегодня?

   Уберизация! Спросите на улице прохожих и каждый ответит вам, что знает это понятие, но попросите человека дать определение этому процессу и не услышите ни чего вразумительного в ответ:

“Уберизация — это когда всё просто!”

“Уберирзация — это когда нет посредников!”

   Пожалуй, это были лучшие ответы от обывателей, которые я слышал. Уверен, следовать по пути уберизации важно и нужно, уберизация делает доступной услуги, минимизируя их стоимость. Но, чтобы внедрять уберизацию в своей отрасли, необходимо разобраться в том, что когда-то сделала компания Uber для человечества.

   Их приложение стало своеобразной поисковой системой, которая наикратчайшем образом соединила источник информации с адресатом. В случае Uber, источником информации является человек, готовый оплатить своё перемещение при помощи услуги такси, а адресатом выступает водитель готовый оказать эту услугу. Но, чтобы найти исполнителя, платформа должна показать информацию всем доступным в этом регионе водителям, а водитель, нажимая кнопку “Принять” выражает свой интерес к информации (и готовность оказать услугу). Ключом к успеху этой платформы, на мой взгляд, стала заинтересованность заказчика отправить информацию, а исполнителя принять эту самую информацию.

   Можем ли мы назвать созданную компанией Uber платформу лишь средством для логистики информации между её источником и тем, конечным пользователем, которому данная информация предназначалась? При этом, пользователь становится исполнителем только в том случае, когда выражает свой интерес к данной информации.

  Эффект от такой коммуникации был очевиден — максимально возможное снижение добавленной стоимости за услугу. Если считать платформу Uber лишь поисковиком, таким же как Яндекс или Google, то инновационным в уберизации остаётся только формат применения платформы. 

  А теперь, я бы хотел предложить свой вариант определения уберизации:

Уберизация — это сокращение цепочек посредников в логистике информации между её источником и лицом, для которого в данный промежуток времени эта информация интересна. 

  Такой способ взаимодействия между двумя заинтересованными сторонами значительно экономит время, деньги и ресурсы на выполнение заказа. Сегодня, многие эксперты HR-бизнеса, а также представители сайтов по размещению вакансий и поиску резюме (так отныне я предлагаю их называть) стремиться убедить нас, что эффект уберизации в HR-сфере выражается в создании платформ для рекрутёров-фрилансеров. Однако, это противоречит описанной выше модели уберизации. В рекрутменте источником информации становиться работодатель, а именно — это кадровик или рекрутёр (называйте как хотите), информацией становится вакансия, а, лицом, заинтересованным в этой информации и конечным её потребителем, сам соискатель (потенциальный сотрудник).

  К услугам фрилансеров мы прибегаем как раз в тот момент, когда не хотим раскрывать источник информации, дабы не вызвать негодование конкурентов при переманивании их сотрудников.

  В компании “РосПром Персонал” мы начали использовать уберизацию случайно, работая над созданием собственного корпоративного сайта. Современная платформа позволила нам создать интеграцию с крупнейшими агрегаторами вакансий, такими как “indeed”. И “зеркалить” вакансии с нашего сайта на их платформах. Получился процесс очень похожий на наше определение уберизации. Агрегатор показывал на своём ресурсе информацию с нашего сайта (вакансию), но, проявив интерес, соискатель попадал на наш сайт и мог просмотреть контактные данные менеджера по персоналу исключительно на нашем карьерном сайте. Теперь пользователя и наш сайт разделял один клик.

  Ту же самую технологию мы применили к социальным сетям, мы начали транслировать рекламу своих вакансий по категориям пользователей, которые указали в своих анкетах интересующие нас профессии. Но и в этом случае на наши вакансии можно было откликнуться только в случае перехода на наш собственный ресурс.

   Цена отклика на нашем собственном сайте оказалась в разы значительно ниже, чем цена отклика с классического сайта по поиску вакансий и размещению резюме. Маленький скрипт, добавленный программистами на наш сайт, позволил сохранять информацию о всех пользователях, перешедших на наш ресурс по объявлениям с социальных сетей и агрегаторов вакансий.

   Такой подход дал нам возможность перейти от сбора базы резюме и телефонов, к сбору цифровой базы. Отныне, запуск рекламных компаний мог производится по браузерам посетителей нашего карьерного сайта, позволяя соискателям возвращаться на наш ресурс снова и снова, тем самым повышая ИКС нашего сайта в поисковиках и наращивая аудиторию. 

   Сегодня огромный объём получаемых цифровых данных даёт нам возможность использовать методы HR-аналитики в привлечении соискательской аудитории, а так как трафик привлекается на наш собственный интернет-ресурс, то затраты на рекламу вакансий превращаются в инвестиции на SEO-оптимизацию, развитие бренда и маркетинг. 

Более десятилетия компании и соискатели находили друг друга через сайты, которые копировали манеру работы печатных СМИ, размещая на своих “страницах” объявления клиентов. Но сегодня появляются ресурсы, которые способны агрегировать объявления со всего интернета, более того, даже с социальных сетей и собственных сайтов работодателей.

Некоторые, менее удачные продукты, представляют собой информационный хаос, который демотивирует и утомляет пользователя. Но есть и такие агрегаторы, которые умеют составлять рейтинг вакансий, демонстрируя пользователю сначала наиболее интересные объявления и показывая все источники в интернете, на которых соискатель может просмотреть контакты отдела персонала или откликнуться, отправив своё резюме. Разумеется, пользуются безусловным успехом собственные сайты компаний, на которых соискатель может узнать все о потенциальном работодателе и актуализировать своё желание сменить место работы. Это крупнейшие агрегаторы, работающие по модели Uber, такие как “Indeed”, “SimplyHired”, “Career Jet”, “Google for Jobs” и “Facebook Jobs Tool”.