Тестовые задания для кандидата

   В процессе подбора персонала мы всегда стараемся снизить вероятность ошибки. К сожалению, квалификацию кандидата не всегда можно определить посредством беседы или тестирования. Так при подборе высококвалифицированных рабочих или программистов для оценки их квалификации компании прибегают к проверенному и надёжному методу в виде тестового задания. Обычно его дает и оценивает результаты непосредственно будущий руководитель потенциального сотрудника. 

   Тестовое задание также применяется для людей, если не творческих профессий, то в работе которых требуется высокий уровень креативности. Не удивляйтесь, но в эту категорию попадают не только журналисты и дизайнеры, но также и менеджеры по продажам. Ставшее уже атавизмом испытание “продайте мне ручку” как раз и является тем самым тестовым заданием для начинающих сейлз-менеджеров. Однако опытных и грамотных продавцов такое предложение всегда повергало в ужас. Зачастую сами работодатели не знали “ключ” к этому заданию, хотя использовали его повсеместно. “Продайте мне ручку” — считалось универсальным испытанием для любых продавцов, при чем не важно, что и как вы продавали до этого.

   Говоря о высококвалифицированных рабочих специалистах занятых в логистике и машиностроении, то для оценки их квалификации тестовое задание это зачастую единственная возможность снизить текучесть персонала на испытательном сроке. В этом случае выигрывает и работодатель, который получает возможность убедиться в квалификации потенциального сотрудника, и сам соискатель, который заинтересован в получении стабильной работы и достойной зарплаты. Успешное прохождение тестового задания, возможность познакомится с будущим руководителем и оставить о себе приятное впечатление — это хорошая опора для переговоров на финальном собеседовании. Особенно когда в тексте вакансии в графе заработной платы многозначительно указано “по договорённости”. 

   К сожалению, я часто встречаю рабочих специалистов, которые делятся негативным опытом, связанным с прохождением тестовых заданий и тестовых рабочих дней у работодателей. Обычно, они рассказывают одну и ту же историю: заставили отработать полноценный рабочий день, но ничего не заплатили, а выбрали другого парня.  Связано это, как не покажется странным, с нашей российской ментальностью. Директора, ИТР и даже рекрутеры не понимают, что с потенциальным кандидатом необходимо работать как с клиентом, поддерживая постоянную обратную связь. Даже на испытательном сроке человек нуждается в контроле наставника и в оценке своей работы, но в российских реалиях большинство работодателей бросает его один на один с оборудованием и задачей. При этом, по моим наблюдениям, допускают такое даже крупные компании, у которых отношения в коллективах формализованы до крайности, но не предполагают эмпатию. Соискатель чувствует себя как на выпускном экзамене, результат которого ему так и не расскажут.  Влияние таких “смотрин” на бренд работодателя очень губительное. Не стоит забывать, что профессионализм понятие динамическое и тот кандидат, которому сегодня вы вынуждены отказать, завтра, набравшись опыта, будет необходим вашей компании для выполнения производственных планов и конкуренции на рынке. Но впечатление о себе вы уже испортили, а “сарафанное радио” делает вам антирекламу. 

   Во многих профессиональных сферах тестовое задание будет оставаться основным критерием оценки квалификации специалиста и даже его индивидуальных особенностей. Это касается не только рабочих профессий. Век цифровой трансформации потребует от человека всесторонних знаний и творческого мышления. Должностная инструкция перестанет быть тем щитом, за который могут спрятаться наиболее “инициативные” и “лояльные” сотрудники компании. А рекрутерам все сложнее будет оценивать человека при помощи формальной беседы или батареи тестов. Но для развития бренда работодателя компаниям необходимо сделать так, чтобы тестовое задание было в интересах обоих сторон. Чтобы успешное выполнение тестового задания гарантировало сотруднику уменьшение испытательного срока и возможность обсуждения условий труда.

Глазунов Антон, управляющий партнёр ООО «РосПром Персонал»