Эмоциональный интеллект и производительность труда

Эмоциональный интеллект —

   Термин был создан двумя исследователями Петром Салавоем и Джоном Майером в 1990 году. Широкую популярность эмоциональный интеллект получил в 1996 году после выхода одноимённой книги Дэна Гоулмана.  

Эмоциональный интеллект позволяет человеку: 

  • Распознавать, понимать и управлять своими собственными эмоциями 
  • Распознавать, понимать и влиять на эмоции других людей 

   Вы конечно же согласитесь со мной, что наши эмоции влияют на наше поведение и находят отклик в окружающих нас людях. В цивилизованном обществе мы либо управляем нашими эмоциями, либо подавляем их, загоняя в глубь своего подсознания чтобы снова и снова переживать их в будущем. Важнейшую роль в управлении своими эмоциями играет способность распознавать их! Это как в экзорцизме: чтобы победить беса надо знать его имя.  

   В своей книге «Работа с эмоциональным интеллектом» Дэниел Гоулман цитирует исследование Гарвардской школы бизнеса, которая утверждает, что эмоциональный интеллект играет бОльшую роль на пути к достижению успеха, чем IQ и технические навыки вместе взятые.  

   В эпоху четвёртой промышленной революции эмоциональный интеллект станет одним из ключевых навыков для работы в сфере HR и управления компанией. А такие организации как MetLife, IBM и UnitedHealth Group уже сегодня обучают навыкам эмоционального интеллекта своих сотрудников. 

Дэниел Гоулман представляет пять основ эмоционального интеллекта: 

  1. Самосознание. Включает понимание своих сильных и слабых сторон личности. Оно даёт возможность продуктивно работать с критикой в свой адрес.  
  2. Саморегуляция. Позволяет нам быть одновременно откровенными и тактичными с другими людьми. 
  3. Мотивация. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку мотивировать себя не только деньгами и титулами, а также и эмоциональным зарядом.  
  4. Эмпатия — это способность понимать чувства и эмоции других людей, особенно тогда, когда ваш эмоциональный фон с человеком в данный момент не совпадает. Люди гораздо более склонны следовать за тем, кто проявляет подлинное сочувствие и участие в их судьбе.  
  5. Коммуникативные навыки. Выражаются в умении быстро выстраивать взаимоотношения с людьми и сохранять их продолжительное время.  

   Под руководством профессора Кембриджского университета Йохена Менгеса было проведено исследование, которое доказало, что эмоциональная подача в выступлении снижает способность критически оценивать поступающую информацию у аудитории слушателей. Более того, содержание такого выступления хуже запоминается. Эмоциональный интеллект — это первый язык в судьбе каждого ребёнка на Земле. Именно при помощи эмоций младенец общается с матерью, пока не научиться достаточно хорошо говорить. Возможно, что использование “первого языка” в выступлении возвращает слушателя на более ранние этапы онтогенеза с их детской открытостью и доверчивым восприятием.  Авторы назвали этот феномен эффектом благоговения.  

“Лидеры, которые управляют эмоциями, могут лишить нас способности рассуждать” — заявляют исследователи. 

  Профессор Лондонского Университетского колледжа Мартин Килдафф утверждает, что эмоциональный интеллект помогает людям из корыстных побуждений маскировать один набор эмоций, демонстрируя окружающим другой. Люди с развитым эмоциональным интеллектом «намеренно формируют свои эмоции, чтобы создать благоприятное впечатление о себе», — пишет команда профессора Килдаффа. «Стратегическая маскировка собственных эмоций и манипулирование эмоциями других людей для достижения корыстных целей — это поведение, встречающееся не только в пьесах Шекспира, но и в кулуарах, где продаётся власть и влияние.”   

   Психологи Дана Джозеф из Университета Центральной Флориды и Дэниел Ньюман из Университета Иллинойса проанализировали исследования, которые изучали взаимосвязь эмоционального интеллекта с производительностью труда. В работе, требующей повышенного внимания к эмоциям, высокий эмоциональный интеллект коррелировал с высокой производительностью. Продавцы, риелторы, колл-операторы — все они лучше справлялись со своими обязанностями обладая эмоциональным интеллектом.  

   Однако в тех случаях, когда работа не требовала серьёзных эмоциональных затрат, результаты оказывались обратными. Чем более эмоционально развитыми были сотрудники, тем ниже была их производительность труда. Для механиков, ученых и бухгалтеров эмоциональный интеллект был скорее мешающим, чем помогающим фактором.  

Глазунов Антон, коммерческий директор ООО «РосПром Персонал»